КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
(consumer culture) – 1. Ориентация в современных капиталистических обществах на маркетинг и потребление товаров (услуг). 2. "Дифференцированно-статусная" и "сегментированно-рыночная" культура современных обществ, в которых индивидуальные вкусы отражают не только социальные характеристики (возраст, пол, занятость, этнос и т.д.), и социальные ценности, а также индивидуальные образы жизни потребителей. Хотя в прежние времена социология была склонна считать кул, туру массового потребления манипулируемой и стадиально управляемой, сегодня очевидно, что ни модель культурного манипулирования, ни модель индивидуального "потребительского суверенитета", предпочитаемая экономистами, сами по себе не могут адекватно отразить обозначаемые процессы. Как показал Фитерстоун (1990), в капиталистических обществах потребление (а) непрерывно поощряется с тем, чтобы поддерживалось производство и обеспечивался стимул к труду; (б) стало важным признаком статусного дифференцирования всех социальных групп; (в) является главным источником наших удовольствий и грез. Все эти аспекты, надо полагать, включают сложные, подчас противоречивые отношения. С одной стороны, несомненно, новое манипулирование потребностями, например, элементами фиктивной "ностальгии" и "попурри", порожденными туризмом и промышленностью "наследия" (см. Роджек, 1993). С другой стороны, в соответствии с теориями постфордизма производство все более ориентируется на нужды специалистов, расширяя культурное разнообразие, индивидуальный выбор и самовыражение. Таким образом, интерес к культуре массового потребления выдвинул "культурные вопросы на передний план"  и стремится выйти за пределы чисто негативных оценок удовольствий потребления в прежних теориях массовой культуры. См. также Реклама; Бодрияр; Постмодернизм.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ" в других словарях:

  • КУЛЬТУРА —         (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… …   Энциклопедия культурологии

  • Культура 20 века — ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… …   Энциклопедия культурологии

  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ — «МАССОВОГО ОБЩЕСТВА» ТЕОРИЯ, концепция социологии и философии, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией (см. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ) и урбанизацией (см. УРБАНИЗАЦИЯ), стандартизацией (см. СТАНДАРТИЗАЦИЯ)… …   Энциклопедический словарь

  • Культура России — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь …   Википедия

  • Массовая культура — или поп культура, масскультура, культура большинства  культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп музыку,… …   Википедия

  • «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» —         (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии «М.к.» .нашли отражение существ. сдвиги в механизме бурж,культуры: развитие средств массовой коммуникации радио,… …   Философская энциклопедия

  • Массовая культура — («Массовая культура»)         в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. к.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой …   Большая советская энциклопедия

  • Массовая культура и религия —    Понятие «М. к.» используется в социологии, философии, культурологии и просторечии для обозначения низкопробной, суррогатной культуры, рассчитанной на вкус неразборчивого, усредненного потребителя. В этом значении название «М. к.» утвердилось и …   Религии народов современной России

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА —         своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов …   Энциклопедия культурологии

  • ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА —         (от франц. отборное, выбранное, лучшее)         субкультура привилегированных групп об ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»